О конкуренции в образовательном процессе
Дьявол - Отец Лжи.
Однако он не позаботился запатентовать свое изобретение,
и теперь он страдает из-за избыточной конкуренции в этой области.
В попытке систематизировать свое представление о конкуренции я пришел к следующим вариантам смысла ее существования:
ВАРИАНТ А: Конкуренция обогащает человека. Это новые возможности, реализация желаний, очень разные эмоции и, конечно же, мотивация к новым свершениям.
ВАРИАНТ Б: Конкуренция ассоциируется с крахом, потерей возможностей.
Одно можно утверждать точно, сложно оставаться безразличным перед этим процессом. О возможностях и преградах, о плюсах и минусах конкуренции приглашаю вас поразмышлять вместе со мной.
Для начала давайте разберём понятие «конкуренция», потом её виды, а в конце поговори о том, как конкуренция влияет на нашу жизнь (на примере группы учащихся).
Конкуренция как понятие существует и в биологии, и в экономике, но в основном конкуренция - соперничество за лучшие условия или ресурсы.
Конкуренция разделяется на два вида:
- Честная (здоровая).
- Нечестная (нездоровая).
Честная конкуренция строиться на принципах:
- Единство правил для всех.
- Единство условий для всех.
Нечестной конкуренцией можно назвать такую конкуренцию, при которой хоть одному из её участников облегчены условия или облегчены правила. Давайте разберём это в условиях группы: допустим у группы проблемы с изучением какого-либо предмета. Группа хочет увеличить свои знания, но обычными методами не выходит. Тут важно ввести элемент конкуренции, который розволит членам группы соревноваться друг с другом в решении задач по предмету, в знании предмета. Именно соревноваться: от этого у участников возникает желание победить и азарт. В этом основной “плюс” честной конкуренции: все кто в неё вступил начинают быть эмоционально и морально заинтересованными в собственном успехе.
После первых стычек появляются первые победители и проигравшие. “Проигравшие” начинают готовиться активнее т.к. желают “отыграться”, из-за самого процесса соревнований они получают дополнительный опыт решения учебных задач и благодаря эмоциональной вовлеченности проще запоминают материал, особенно тот материал, из-за которого они проиграли. А “победители” долго почивать на лаврах не смогут, т.к. механизм положительной обратной связи помогает всем, а значит, нельзя почивать на лаврах — конкуренты не дремлют.
Со временем это приведет к увеличению уровня подготовки в группе. Если предмет выносится на сессию применение честной конкуренции может серьезно облегчить подготовку к экзамену.
На этом примере также объясню негативное влияние нечестной конкуренции: кто-то в группе во время соревновании начинает мухлевать (списывает или по другому жульничает) или договариваются с педагогом чтобы ему “облегчили” условия получения победы. В итоге часть учащихся начнет поступать также, и качество подготовки группы упадет, доверие и уважительное отношение друг к другу в группе снизится.
В обоих примерах существует вероятность того, что отношения между учащимися в группе ухудшаться, если во втором примере я расписал почему, то в первом случае это может случиться из-за токсичного поведения людей.
Если рассматривать нездоровую конкуренцию в более крупных масштабах (производство или предприятие), то она приводит к ухудшению качества продукции, увеличению цен на продукцию, неэффективному использованию ресурсов и лишним затратам, т.к. не будут существовать условия благодаря которым будут образоваться более эффективные производства. Это будет происходить по той причине, что многие воспринимают все как данность, а не как цель, которой нужно добиться в результате честной конкуренции. Тот, кто находится на своем месте незаслуженно, меньше ценит его, дает меньшее итоговое качество и количество выполненной работы.
А если вернуться к нашей учебе, то я вижу следующие варианты внедрения конкуренции: проводить разного типа олимпиады и соревнования с более высокой частотой, допустим раз в месяц (необходимо предусмотреть разные варианты сложности, чтобы у каждого была возможность участвовать). А для некоторых предметов подойдет вариант интеллектуальной “дуэли”: выбираются 2 человека для решения задания, эти 2е в свою очередь выбирают по одному “секунданту” (также могут быть назначены по выбору преподавателя). Все участники дуэли решают задание. В случае ошибки дуэлянта секундант может его исправить (в зависимости от тяжести ошибки решается засчитывать дуэлянту задание или нет). В случае существенной ошибки обоих участников одной стороны им засчитывается проигрыш. Преподаватель в качестве судьи. В первую очередь оценивается правильность и грамотность в выполнении задания, во вторую скорость. Также в некоторых гуманитарных науках может быть целесообразно проведение дебатов. Они позволяют развить чёткость и сжатость речи, навык аргументации собственных мыслей.
Если поговорить о действиях преподавателей, то хотелось чтобы они приветствовали данный подход к учёбе. Можно придумать такие мероприятия, чтобы преподаватели могли в чем-либо конкурировать с учениками, это бы повысило вовлеченность в процесс обучения. Важно сохранение честности и профессиональных качеств преподавателей колледжа, т.к. это основа честной конкуренции и разнообразия учебного процесса.
Давайте начнём, это весело, это интересно, это открывает множество возможностей. Cамый трудный путь будет тот, где вы встретите меньше конкурентов. Какой путь вы выберите?
Павел Баргалло-Деодато
Гр.183 - БТ