331 год назад в Москве подписан «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой (16 мая 1686 г.)
После долгих и трудных переговоров польско-литовские представители, с одной стороны, и российский дипломат, начальник Посольского приказа князь Василий Васильевич Голицын, с другой, (6) 16 мая 1686 года подписали в Москве «Вечный мир».
«Вечный мир» – мирный договор между Россией и Речью Посполитой, подтвердивший условия Андрусовского перемирия 1667 года. Он закрепил за Россией Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Он также обусловил участие России в антитурецкой коалиции европейских государств «Священной лиге» – союзе Австрии, Речи Посполитой и Венеции.
Во исполнение условий «Вечного мира» Россия согласилась совершить поход против Крымского ханства (1687-1689), что вполне соответствовало ее собственным интересам. Взамен поляки навсегда отказывались от Киева – за единовременную компенсацию в 145 тысяч рублей.
Кроме того, согласно договору Речь Посполитая гарантировала своим православным подданным свободу вероисповедания. А также признала за Россией право на их защиту.
Договор вступил в силу сразу же по подписании и послужил основой русско-польского союза в Северной войне (1700-1721).
136 лет назад в Германии открыто пассажирское движение на первом в мире трамвае (16 мая 1881 г.)
К концу 19 века уличное движение в центре Берлина было сильно затруднено, так как население города насчитывало более миллиона человек. Электрический трамвай был одним из средств, которое могло бы помочь облегчить обстановку. В это время глава электрической компании инженер Вернер фон Сименс выступил с предложением начать строительство пассажирской электрической линии.
Весной 1879 года Сименс представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу – «электролокомотив» с вагонами. Это изобретение стало сенсацией. Поезд из трех вагончиков вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью 7 км/ч. Многие посетители выставки проявили желание совершить поездку в этом удивительном поезде, который двигался «без пара и помощи лошадей».
К железным дорогам европейская публика уже успела привыкнуть, но поезд без дымящего паровоза – это удивило многих. Но отношение к электрификации транспорта у населения все же оставалось настороженным. Чтобы доказать жизнеспособность такого вида транспорта, Сименсу пришлось на собственные деньги строить демонстрационную модель трамвая на электрической тяге.
16 мая 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Так было открыто пассажирское движение на первой в мире электрической железной дороге, что позволило заменить конную тягу на электрическую.
Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 км/ч, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров. Он, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. Трамвай, как вид пассажирского транспорта, очень быстро распространился по всему миру.
87 лет назад американка Эллен Черч стала первой в мире стюардессой(15 мая 1930 г.)
Американка Эллен Черч (Ellen Church, 22 сентября 1904 — 22 августа 1965), медсестра из штата Айова, стала первой в мире стюардессой. Заинтересовавшись авиацией, Эллен поступила на летные курсы, но когда она обратилась к одному из менеджеров авиакомпании BoeingAirTransport с вопросом: будет ли у нее возможность стать пилотом, тот ответил, что считает гораздо более перспективной другую ее идею — ввести на воздушных кораблях новую должность, аналогичную должности проводника на железной дороге.
Руководство компании одобрило это предложение. Эллен Черч было предложено набрать группу из семи медсестёр не старше 25 лет и не тяжелее 115 фунтов (около 52 кг), готовых стать стюардессами за приличную по тогдашним меркам плату 125 долларов в месяц.
После нескольких месяцев подготовки стюардессы приступили к полетам — и первый полёт в этой группе совершила сама Черч 15 мая 1930 года на рейсе Сан-Франциско — Шайенн. В последующие три года почти все американские авиакомпании обзавелись отрядами стюардесс, и их появление действительно поспособствовало популяризации пассажирской авиации.
Во время Второй мировой войны Эллен Черч служила медсестрой на медицинском самолёте, вывозившем раненых солдат из Северной Африки и Италии, а затем в санитарном поезде во Франции. Она была награждена рядом медалей. Аэродром Черч Креско в ее родном городе Креско назван в честь первой в мире стюардессы — Эллен Черч.