Мы представляем Вам интервью с замечательным человеком, для многих - любимым преподавателем, значимым членом педагогического коллектива нашего колледжа, а в этом году ответственным секретарем приемной комиссии Еленой Яковлевной Орлович.
Именно с ее легкой руки в этом году на линейке 1 сентября были вручены медали в шуточных номинациях для первокурсников (об этом подробнее можно прочитать в репортаже «По следам 1 сентября» в ленте новостей).
А вот и наш диалог:
- Елена Яковлевна, мы знаем, что Вы человек целеустремленный, что будете делать, когда добьётесь поставленных целей?
- Поставлю новые, ведь жизнь без целей бессодержательна!
- У каждого человека есть жизненная позиция или кредо. А какова Ваша жизненная позиция?
- Не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает.
- Почему Вы выбрали именно преподавательскую деятельность?
- Во-первых, пример родителей: я из преподавательской семьи. Во-вторых, преподавание – это один из форматов общения, который мне очень интересен. Он дает возможность донести до широкого круга учащихся то, что они ещё не знали или представляли себе иначе. Это очень привлекательно для меня. Безусловно, мне интересно то, чем я занимаюсь. В целом, я далека от того, чтобы говорить, что какие-то сферы не интересны, а какие-то интересны. Неинтересным может быть лишь сам человек и то, как он представляет результаты своей деятельности.
- Елена Яковлевна, расскажите, какими Вы видите наших учащихся.
- Идеальный учащийся – это скучно! Но учащийся не должен быть наглым. Кто-то говорит, что наглость – второе счастье. А меня вот подобные персонажи раздражают. Особенно, когда наглость ничем не подкреплена. А вообще, колледж интересен именно тем, что там встречаешь самых разных учащихся, и всех их приятно видеть в аудитории. Если у них и есть какая-то общая черта, то, на мой взгляд, – это их заинтересованность в предмете, жажда новых знаний, неравнодушие. Я бы хотела пожелать учащимся, чтобы они не обижались на преподавателей, прислушивались к нам, либо же, наоборот, последовательно отстаивали свою позицию «от противного», формируя что-то свое. Мне, как преподавателю, вовсе не все равно, что думают учащиеся. Внимательный, въедливый слушатель мотивирует тем, что в любой момент может спросить: «А почему это так?». Приходится лучше готовиться — это развивает.
-Мы знаем, что Вы куратор гр.115 – Э. Это просто?
- Я очень люблю всех своих детей, порой взбалмошных, хулиганистых и непослушных. И всегда до слез жаль с ними расставаться, когда приходит их время покидать стены колледжа. Старшее поколение помнит фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили 20 лет жизни, кем стали, чего добились. Я хочу, чтобы учащиеся группы 115-Э радовались, как и герои этого фильма, совместному общению и через 5 лет, и через 10, и через 20 лет. И для этого стараюсь сегодня сделать так, чтобы в группе каждому было тепло и уютно, чтобы была взаимопомощь и поддержка, чтобы все радовались успеху каждого, приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали сердце. Насколько это мне удается, покажет время. Но я думаю, что все у нас получится!
- Отличается ли каждое последующее поколение от предыдущего? Если да, то чем?
- Мы никогда не будем жить так, как раньше. Дети таковы, каково все общество. Меньше стали читать не потому, что пропал интерес к информации. Появились другие формы информации, которые также могут восприниматься. Но ведь жизненные ценности таятся не в этих небольших кусках информации (СМС-сообщениях), а в книгах, с которыми нужно уметь работать, читать их, понимать и не отказываться от них только потому, что они кажутся старыми и пожелтевшими. Но в целом, отношение современной молодёжи к «старому знанию» понятно. Как сказал известный французский историк Жак Ле Гофф: «Современное общество «заболело» идеей прогресса, и старое представляется плохим только потому, что оно было в прошлом». Может быть, в технике и технологиях такое отношение обосновано. Но в сфере морали «старое» не значит «плохое», скорее даже наоборот.
- Есть ли у Вас мечта?
- Есть, и не одна. Как без мечты-то жить. Мечты также разнообразны, как и жизнь: профессиональные, личные, творческие.
- Какие у Вас источники вдохновения?
- Музыка, кино, фотографии. Природа. Да и вообще все, что нас окружает.
- Какие качества Вы цените в людях?
- В первую очередь, я ценю в людях честность. Это качество для меня самое важное. Не знаю, можно ли назвать это качеством, но также для меня важно, чтобы человек был воспитан. Если человек ведет себя неподобающим образом, то это сразу отталкивает. Поэтому я всегда обращаю внимание на манеры человека, поступки и на его умение говорить. Сейчас как-то стало достаточно много некультурных людей. Это огорчает.
- Расскажите о приемной кампании 2015 года.
- Приемная кампания стала настоящей проверкой на прочность для будущих первокурсников и их родителей. Сколько было затрачено сил и нервов, как совершался выбор будущей профессии - каждый абитуриент подводит сам свои итоги. Чтобы путь к успеху был как можно более легким и плавным, во время приемной кампании трудился целый «штаб». День за днем команда приемной кампании терпеливо отвечала на вопросы абитуриентов, давала рекомендации. Благодаря их самоотверженной работе в «гавань» нашего колледжа в этом году прибыло 342 абитуриента, сегодня носящих гордое звание «первокурсник». Какие они? Пока робкие и несмелые, но уже целеустремленные, достаточно мотивированные, интеллектуально развитые. И я уверена, что общение с ними доставит всему педагогическому коллективу массу положительных эмоций.
- Расскажите о профессии техник-электрик и ее перспективах.
- Ежегодно наш колледж выпускает одну-две группы учащихся с квалификацией техник-электрик и все, кто желает работать по специальности, находят себе место. Это говорит о высокой востребованности профессии «электрик», которая, по сути, обусловлена её универсальностью: электрик нужен на любом предприятии, в организации, учреждении. В большинстве случаев заработная плата по данной специальности достаточна высока. Если говорить о перспективе профессии на будущее, то она достаточна стабильна. Количество потребления электрической энергии постоянно растет, и пока человечество не перейдет на иной вид энергии, что в ближайшее время маловероятно, работы для электриков меньше не станет.
- Может ли учащийся, никогда не интересовавшийся электротехникой и электроникой, попав в колледж, в итоге стать хорошим специалистом? Нужны ли для того, чтобы быть электриком, какие-то врожденные таланты и способности или все это приобретаемое?
- Сейчас практически нет учащихся, которые имели бы знания и опыт работ в области электротехники до поступления. А выпускаются все с одинаковыми записями в дипломе. Поэтому задача преподавательского состава сформировать качества будущего специалиста. Становление на начальном этапе обучения у учащегося так называемого «технического» мышления, позволяет ему перейти к изучению спецдисциплин и активно заниматься самообразованием. Специалистам в этой области требуется уметь концентрировать свое внимание, иметь логическое мышление и пространственное воображение. Стоит помнить, что работа электрика очень кропотливая и ответственная, требующая осторожности и аккуратности. Ну а понятие «хороший специалист» формулируется, наверное, уже в процессе трудовой деятельности. Выпускников нашего колледжа чаще хвалят, чем ругают, значит, большинство из них овладели необходимыми качествами.
- Елена Яковлевна, Ваши пожелания нашим учащимся?
- Ребята, я бы хотела пожелать Вам понимания - именно понимания! - тех дисциплин, которые вам преподают. Если кому-то из вас трудно даётся понимание, не надо стесняться, спрашивайте, а те, кто понимает лучше, пусть помогут тем, кто отстаёт. В процессе обучения не только важна роль преподавателя, но и Ваша солидарность и взаимопомощь. Не поддавайтесь на сказки об индивидуализме и собственной исключительности. Не рассчитывайте на то, что жить среди слаборазвитых людей Вам, чего-то добившимся, будет легче. Как это было нередко в истории, даже самые светлые математические умы, оказавшись среди невежд, были востребованы как астрологи-предсказатели и тому подобные клоуны, а не как ученые и признанные авторитеты. А это, в сущности, жалкое и унизительное прозябание. Только когда знания доступны многим и признаны большинством, они становятся силой!
Репортеры журнала «Инфо-колледж»
Стаселович Виолетта, Скробат Диана