Версия для слабовидящих Версия для
слабовидящих
Перевести ru
slide1

Наши герб и флаг

1

Социально ориентированный проект по изучению морально-нравственных ценностей: «Добро глазами разных поколений».

Социально ориентированный проект по изучению морально-нравственных ценностей:

«Добро глазами разных поколений».

В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

Другой увидел небо голубое.

В одно окно смотрели двое…

В рамках Весенней Недели Добра учащиеся колледжа под руководством педагога-психолога Свистуленко Т.В.реализовали социально ориентированный проект по изучению морально-нравственных ценностей: «Добро глазами разных поколений». Нас интересовало, как с возрастом изменяются представления о добре, как и когда появляются безвозмездность и бескорыстность, важно ли, чтобы о твоих добрых поступках знали или добро творится в тишине?

Проект реализовывался в 3 этапа:

  • Составление анкеты для изучения представлений о морально-нравственных ценностях у детей, юношей и взрослых
  • Работа учащихся с разновозрастной аудиторией (проведение опроса, статистическая обработка)
  • Анализ материала и подведение итогов

Мы не претендуем на полноту анализа, научную выверенность вопросов и обработки результатов. Опирались мы в своих изысканиях на собственное любопытство и полученную элементарную статистическую информацию. Вот, что у нас получилось:

 

 

Вопросы/возрастные группы

Дети (до 10 лет) – опрошено 24 ребенка

Юношество (16-20 лет) – опрошено 20 человек

Взрослые (31-40 лет) – опрошено 20 взрослых

Варианты ответов

  1. 1.Что такое добро?

 

- помогать хорошим словом – 12

 - помогать делом – 6

 - дружить, быть дружелюбным - 3

- кормить бездомных животных

- помогать пожилым, инвалидам

- подавать бедным

- любить

- не знаю

- хорошие поступки – 5

- все, что есть вокруг – 4

- делать другим хорошо

- делать что-то безвозмездно

- помогать окружающим

- когда близкие здоровы

-не хамить

- не приставать

-не обижать

- не знаю - 4

- это добрые поступки – 14

- все, что нас окружает – 4

-поступки, за которые не просишь благодарности

- помощь людям

Выводы:

Детство – устами младенца глаголет истина «Добро – это и слово, и дело, и отношение».

Юношество – «Отсутствие зла уже есть добро».

Зрелость – «Отсутствие зла еще не добро,  добро – это помощь другому без ожидания благодарности».

  1. 2.Правда ли, что Добро побеждает Зло?

 

Да – 23

Нет - 1

Да - 18

Нет – 2

Да – 10

Не всегда – 4

Нет – 6

Выводы:

 Вера в добро с возрастом исчезает.

  1. 3.Случалось ли вам проявлять добро спонтанно?

Да – 19

Нет – 5

Да – 16

Нет – 2

Иногда – 2

Да – 16

Нет – 4

Выводы:

Видимо, спонтанная доброта от возраста не зависит, это часть человеческой натуры, что внушает определенный оптимизм и веру в нравственную природу любого человека.

  1. 4.Какие Добрые поступки вы сделали за последние 3 дня?

- помощь родителям по дому – 8

- помогаю присматривать за младшим братом/сестрой – 5

- выгуливаю собаку – 3

никаких - 4

- накормила собаку

- помогла подруге – 4

- приняла участие в концерте

- сделал безвозмездно несколько деталей – 3

 - помогаю родителям – 4

- помог сдать девушке экзамен

- никому не дурил голову – 3

- никаких – 2

- помог коллеге по работе – 4

- помог старику перейти через дорогу

- покормил бездомное животное

- помог маме – 5

- помощь нуждающимся – 3

- не делал добрых дел – 6

Выводы:

Основные добрые дела человек совершает по отношению к своим близким, членам семьи независимо от возраста.

В юношеском возрасте на первый план выходят добрые дела по отношению к друзьям, возникает способность совершать доброе дело безвозмездно.

В зрелом возрасте круг людей, по отношению к которым совершаются добрые дела, расширяется до незнакомых «нуждающихся» людей.

  1. 5.Если совершил добрый поступок, важно ли чтобы об этом узнали другие?

 

Да – 5

Нет - 14

Да – 12

Нет – 8

 

Да – 6

Нет - 14

Выводы:

Дети и взрослые не особо нуждаются в рекламе своей личности и совершаемых добрых дел. Чего не скажешь о юношестве, для которого важно, чтобы о его добрых поступках знали окружающие.

  1. 6.Вы благодарны? Долго ли помните добро?

 

Да - 24

Да – 18

Нет – 2

 

Да – 16

Нет - 4

Выводы:

Все возрастные категории благодарны, но тенденция к снижению благодарности по мере взросления на лицо.

  1. 7.Какие плохие поступки вы совершили, приведите 1-2 примера?

 

Не помню – 8

Не слушался маму – 4

Болтал на уроке – 2

Не делал домашние задания – 2

Соврал маме, учителю – 2

Обижаюсь – 2

Разбил вазу, тарелку, телефон и др. – 5

Бил кошку/собаку – 3

Бил младших детей

Ударил брата

Не совершал – 6

Не знаю, что отнести к плохому

Прогулы – 2

Много времени провожу в играх – 2

Не одолжил деньги

Поссорился с мамой

Предал друга

Отказ от ответа – 4

Не совершал – 7

Прошел мимо нуждающегося в помощи человека

Бросила школу после 10 класса

Предал близкого

Отказ от ответа – 7

Выводы:

Всем неприятно говорить о своих плохих поступках. Чем старше мы становимся, тем меньше мы склонны признавать  свои отрицательные действия и обсуждать их.  Дети не отказываются от обсуждения своих недостатков, но и «грехи» их не столь тяжкие. Юношество склонно в большей степени видеть негативные поступки, которые совершаются по отношению к самим себе. Дети и взрослые больше отмечают проступки, которые происходят в отношениях с людьми.

  1. 8.Вы знаете кого-нибудь, кто несет окружающим добро и радость?

 

Нет– 5

Все люди – 5

Мама и папа – 6

Друг, подруга – 7

Тетя

Бабушка

Блогеры

Нет – 2

Да – 16

Это я – 2

Нет – 6

Да – 14

Выводы:

Во всех поколениях есть люди, обделенные теплыми отношениями, у которых нет своего личного «человеческого солнца».

Радует, что у большинства из нас такое «солнце» все же есть.

  1. 9.Вкладывали ли вы свои деньги в благотворительность?

 

Да – 16

Нет – 8

Да – 18

Нет – 2

 

Да – 8

Нет – 12 из них 2 хотел бы это делать

Выводы:

Чем мы младше, тем легче делимся своими благами с другими, тем легче мы расстаемся с деньгами на благотворительность. Можно рассуждать на тему «легко отдать то, что сам не заработал» или «система образования организовывает благотворительную деятельность, поэтому дети и юношество участвуют в ней». Но, факт есть факт.

  1. 10.Правда, что помогая другим, мы помогаем сами себе?

 

Да – 24

Да – 16

Не всегда, зависит от того кому помогаешь – 4

Да – 10

Нет – 10

Выводы:

С возрастом способность помочь себе через помощь другому снижается?

Взрослые выполняют так много обязанностей, что помощь другому человеку уже не обогащает, т.к. сам истощен и нуждаешься в помощи?

Сложно остановиться на одной из версий, но с взрослыми явно что-то происходит не так.

  1. 11.Почему в сказках добро побеждает зло?

 

Добро лучше для человека – 14

Добро приносит радость – 1

Злой человек потерянный – 1

Не знаю – 7

Чтобы не портить детям психику – 2

Сказки для этого и нужны – 6

Не знаю – 12

Не знаю – 16

Чтобы дети вырастали добрыми – 4

Выводы:

С возрастом человек мудреет? Возможно. Точно не в плане способности воспринимать мир в полноте добра и зла. Внутреннее зрение смещается в сторону зла, на нем «зависает» взрослое поколение. Сам вопрос поставил взрослых в тупик.

У детей внутреннее зрение настроено на добро, затруднений при ответе дети не испытывают, они «знают», что добро лучше.

  1. 12.Какие добрые пословицы, поговорки, песни, сказки, фильмы вы знаете?

 

Не знаю – 6

 

Стрекоза и муравей – 3

Песня «О дружбе» - 2

Карлсон – 2

Вини Пух

Колобок

Буратино

Лунтик

Фильм Т-34

Сериал «Анжелика»

 

Не силой, а умом – 2

Что упало, то пропало

Знаю, но не помню – 18

 

Без труда не выловишь и рыбку из пруда – 2

Знаю, но не помню – 10

 

Мир не без добрых людей – 2

Добро желаешь, добро и делай – 2

Доброе начало  половина дела

Доброе дело два века живет

Жизнь дана на добрые дела

Доброму везде добро

От добра добра не ищут

Добрым словом и бездомный богат

Выводы:

С философией добра у взрослых все в порядке, жизненного опыта хватает.

Юношество не мыслит пословицами и поговорками в принципе, единственное, что вспомнили двое из опрошенных, явно не в теме добра.

Дети склонны видеть добро в мелочах, во всей ткани повседневной жизни, фильмы о войне, не перегруженные мыслями сериалы для них тоже о добре.

Правильно говорят, что каждый видит то, что он хочет видеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На наш взгляд, полученные результаты достаточно спорные, вызывают больше вопросов, чем ответов. Но, однозначно, заставляют задуматься. Не это ли главная цель образования – запускать процесс мышления?

Материал предоставила

педагог-психолог Свистуленко Т.В.

 

 

 

 

 

Счетчик сайта

Free business joomla templates