Социально ориентированный проект по изучению морально-нравственных ценностей:
«Добро глазами разных поколений».
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой увидел небо голубое.
В одно окно смотрели двое…
В рамках Весенней Недели Добра учащиеся колледжа под руководством педагога-психолога Свистуленко Т.В.реализовали социально ориентированный проект по изучению морально-нравственных ценностей: «Добро глазами разных поколений». Нас интересовало, как с возрастом изменяются представления о добре, как и когда появляются безвозмездность и бескорыстность, важно ли, чтобы о твоих добрых поступках знали или добро творится в тишине?
Проект реализовывался в 3 этапа:
- Составление анкеты для изучения представлений о морально-нравственных ценностях у детей, юношей и взрослых
- Работа учащихся с разновозрастной аудиторией (проведение опроса, статистическая обработка)
- Анализ материала и подведение итогов
Мы не претендуем на полноту анализа, научную выверенность вопросов и обработки результатов. Опирались мы в своих изысканиях на собственное любопытство и полученную элементарную статистическую информацию. Вот, что у нас получилось:
Вопросы/возрастные группы |
Дети (до 10 лет) – опрошено 24 ребенка |
Юношество (16-20 лет) – опрошено 20 человек |
Взрослые (31-40 лет) – опрошено 20 взрослых |
Варианты ответов |
|||
|
- помогать хорошим словом – 12 - помогать делом – 6 - дружить, быть дружелюбным - 3 - кормить бездомных животных - помогать пожилым, инвалидам - подавать бедным - любить - не знаю |
- хорошие поступки – 5 - все, что есть вокруг – 4 - делать другим хорошо - делать что-то безвозмездно - помогать окружающим - когда близкие здоровы -не хамить - не приставать -не обижать - не знаю - 4 |
- это добрые поступки – 14 - все, что нас окружает – 4 -поступки, за которые не просишь благодарности - помощь людям |
Выводы: Детство – устами младенца глаголет истина «Добро – это и слово, и дело, и отношение». Юношество – «Отсутствие зла уже есть добро». Зрелость – «Отсутствие зла еще не добро, добро – это помощь другому без ожидания благодарности». |
|||
|
Да – 23 Нет - 1 |
Да - 18 Нет – 2 |
Да – 10 Не всегда – 4 Нет – 6 |
Выводы: Вера в добро с возрастом исчезает. |
|||
|
Да – 19 Нет – 5 |
Да – 16 Нет – 2 Иногда – 2 |
Да – 16 Нет – 4 |
Выводы: Видимо, спонтанная доброта от возраста не зависит, это часть человеческой натуры, что внушает определенный оптимизм и веру в нравственную природу любого человека. |
|||
|
- помощь родителям по дому – 8 - помогаю присматривать за младшим братом/сестрой – 5 - выгуливаю собаку – 3 никаких - 4 |
- накормила собаку - помогла подруге – 4 - приняла участие в концерте - сделал безвозмездно несколько деталей – 3 - помогаю родителям – 4 - помог сдать девушке экзамен - никому не дурил голову – 3 - никаких – 2 |
- помог коллеге по работе – 4 - помог старику перейти через дорогу - покормил бездомное животное - помог маме – 5 - помощь нуждающимся – 3 - не делал добрых дел – 6 |
Выводы: Основные добрые дела человек совершает по отношению к своим близким, членам семьи независимо от возраста. В юношеском возрасте на первый план выходят добрые дела по отношению к друзьям, возникает способность совершать доброе дело безвозмездно. В зрелом возрасте круг людей, по отношению к которым совершаются добрые дела, расширяется до незнакомых «нуждающихся» людей. |
|||
|
Да – 5 Нет - 14 |
Да – 12 Нет – 8
|
Да – 6 Нет - 14 |
Выводы: Дети и взрослые не особо нуждаются в рекламе своей личности и совершаемых добрых дел. Чего не скажешь о юношестве, для которого важно, чтобы о его добрых поступках знали окружающие. |
|||
|
Да - 24 |
Да – 18 Нет – 2
|
Да – 16 Нет - 4 |
Выводы: Все возрастные категории благодарны, но тенденция к снижению благодарности по мере взросления на лицо. |
|||
|
Не помню – 8 Не слушался маму – 4 Болтал на уроке – 2 Не делал домашние задания – 2 Соврал маме, учителю – 2 Обижаюсь – 2 Разбил вазу, тарелку, телефон и др. – 5 Бил кошку/собаку – 3 Бил младших детей Ударил брата |
Не совершал – 6 Не знаю, что отнести к плохому Прогулы – 2 Много времени провожу в играх – 2 Не одолжил деньги Поссорился с мамой Предал друга Отказ от ответа – 4 |
Не совершал – 7 Прошел мимо нуждающегося в помощи человека Бросила школу после 10 класса Предал близкого Отказ от ответа – 7 |
Выводы: Всем неприятно говорить о своих плохих поступках. Чем старше мы становимся, тем меньше мы склонны признавать свои отрицательные действия и обсуждать их. Дети не отказываются от обсуждения своих недостатков, но и «грехи» их не столь тяжкие. Юношество склонно в большей степени видеть негативные поступки, которые совершаются по отношению к самим себе. Дети и взрослые больше отмечают проступки, которые происходят в отношениях с людьми. |
|||
|
Нет– 5 Все люди – 5 Мама и папа – 6 Друг, подруга – 7 Тетя Бабушка Блогеры |
Нет – 2 Да – 16 Это я – 2 |
Нет – 6 Да – 14 |
Выводы: Во всех поколениях есть люди, обделенные теплыми отношениями, у которых нет своего личного «человеческого солнца». Радует, что у большинства из нас такое «солнце» все же есть. |
|||
|
Да – 16 Нет – 8 |
Да – 18 Нет – 2
|
Да – 8 Нет – 12 из них 2 хотел бы это делать |
Выводы: Чем мы младше, тем легче делимся своими благами с другими, тем легче мы расстаемся с деньгами на благотворительность. Можно рассуждать на тему «легко отдать то, что сам не заработал» или «система образования организовывает благотворительную деятельность, поэтому дети и юношество участвуют в ней». Но, факт есть факт. |
|||
|
Да – 24 |
Да – 16 Не всегда, зависит от того кому помогаешь – 4 |
Да – 10 Нет – 10 |
Выводы: С возрастом способность помочь себе через помощь другому снижается? Взрослые выполняют так много обязанностей, что помощь другому человеку уже не обогащает, т.к. сам истощен и нуждаешься в помощи? Сложно остановиться на одной из версий, но с взрослыми явно что-то происходит не так. |
|||
|
Добро лучше для человека – 14 Добро приносит радость – 1 Злой человек потерянный – 1 Не знаю – 7 |
Чтобы не портить детям психику – 2 Сказки для этого и нужны – 6 Не знаю – 12 |
Не знаю – 16 Чтобы дети вырастали добрыми – 4 |
Выводы: С возрастом человек мудреет? Возможно. Точно не в плане способности воспринимать мир в полноте добра и зла. Внутреннее зрение смещается в сторону зла, на нем «зависает» взрослое поколение. Сам вопрос поставил взрослых в тупик. У детей внутреннее зрение настроено на добро, затруднений при ответе дети не испытывают, они «знают», что добро лучше. |
|||
|
Не знаю – 6
Стрекоза и муравей – 3 Песня «О дружбе» - 2 Карлсон – 2 Вини Пух Колобок Буратино Лунтик Фильм Т-34 Сериал «Анжелика»
Не силой, а умом – 2 Что упало, то пропало |
Знаю, но не помню – 18
Без труда не выловишь и рыбку из пруда – 2 |
Знаю, но не помню – 10
Мир не без добрых людей – 2 Добро желаешь, добро и делай – 2 Доброе начало половина дела Доброе дело два века живет Жизнь дана на добрые дела Доброму везде добро От добра добра не ищут Добрым словом и бездомный богат |
Выводы: С философией добра у взрослых все в порядке, жизненного опыта хватает. Юношество не мыслит пословицами и поговорками в принципе, единственное, что вспомнили двое из опрошенных, явно не в теме добра. Дети склонны видеть добро в мелочах, во всей ткани повседневной жизни, фильмы о войне, не перегруженные мыслями сериалы для них тоже о добре. Правильно говорят, что каждый видит то, что он хочет видеть. |
На наш взгляд, полученные результаты достаточно спорные, вызывают больше вопросов, чем ответов. Но, однозначно, заставляют задуматься. Не это ли главная цель образования – запускать процесс мышления?
Материал предоставила
педагог-психолог Свистуленко Т.В.