soft skills- компетентности
Гибкие навыки или soft skills — комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, так или иначе важными во всякой профессии. Тенденции на рынке труда в будущем будут определять два навыка - soft skills и критическое мышление.
Чтобы быть профессионалом, нужно иметь две группы навыков: soft skills (Гибкие) и hard skills (Жесткие).
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Например, для дизайнера «жесткими навыками» будут владение графическими редакторами, а для плотника — умение обращаться с электролобзиком. Жесткими навыками можно овладеть за несколько недель, а их эффективность — измерить. Hard skills нужны под конкретные задачи, формируются в процессе обучения и основаны на технических знаниях.
Ученые при проведении исследований выяснили, что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%.
Чтобы понять, какие soft skills вам нужно развивать, можно
- Проанализировать свои навыки
Вспомните несколько учебных/рабочих ситуаций или проектов, когда вы показали очень хорошие результаты, по вашему мнению и мнению других людей. Составьте два списка: «мягкие» навыки, которые вам помогли, и навыки, которых не хватило.
- Оценить уровень развития своих навыков по шкале гибкости:
Новичок. Жестко соблюдает правила, не делает упражнения.
Продвинутый новичок. Немного реагирует на ситуацию, все аспекты работы рассматривает отдельно с равным значением.
Компетентный. Умеет справляться с переизбытком информации, действует и планирует преднамеренно.
Специалист. Целостно смотрит на ситуацию, расставляет приоритеты, осознает отклонения от нормы.
Эксперт. Превосходит правила, принимает руководящие принципы и максимы, интуитивно понимает ситуацию, использует больше подходов для решения проблем.
- Пройти тест на оценку сильных сторон личности Петерсона и Селигмана
https://onlinetestpad.com/ru/test/161338-test-na-lichnuyu-effektivnost-silnye-i-slabye-storony-cheloveka
А сложно развить гибкие навыки?
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмём вождение автомобиля: изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
У каждого «мягкого» навыка свои уровни и критерии развития. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше развиваются навыки. Главное — получать обратную связь и анализировать прожитый опыт, иначе вы будете стоять на месте.
Даниил Сухоросов, 179 - МТ