Исследование проводилось на анонимной основе с использованием Google-форм. В анкетировании приняло участие 329 человек, из них 195 юношей и 134 девушки.
В возрасте 15-16 лет приняло участие 129 респондентов, в возрасте 17-18 лет - 183 респондента, в возрасте 19-20 лет - 17 учащихся.
Свою жизнь считают бесцельной 23 респондента (7,3%), не определившихся и не задумавшихся над целями своей жизни насчитывается 35 (10,6%) респондентов. Таким образом, 58 учащихся (17,9%) можно отнести к уязвимой категории в части неспособности сопротивляться негативным явлениям общества, подверженности управлению извне. Это подтверждает актуальность усилий педагогического коллектива в направлении формирования позитивных жизненных ценностей.
Обращает на себя внимание низкая ценность образования у учащейся молодежи, при возможности выбрать несколько ценностей из предложенного списка образование заняло уверенное последнее место в рейтинге. Повышение значимости ценности образования может стать одной из воспитательных задач на 2022-2023 учебный год в работе с учащейся молодежью и родительской общественностью.
Первые места в рейтинге занимают страхи остаться без средств к существованию и стать жертвой преступления, вопросы невозможности устроиться на работу, невозможность получить желаемое образование и не построить отношения любви в личной жизни кажутся менее значимыми. На первые места выходят ответы, связанные с ощущением угрозы существованию, ценности человеческих отношений отодвигаются на второй план.
Обращает на себя внимание самый популярный ответ респондентов – сон как способ организации свободного времени выбрали 203 респондента (61,9%), листать новостные ленты социальных сетей предпочитают 193 респондента (58,8%). Полезные формы досуга – спорт и чтение «ушли» на 4 и 5 место соответственно. Досуг - театры, выставки, музеи интересен 5,5% респондентов (18 человек).
В предложенных респондентами вариантах ответа (23 варианта) наиболее популярны опции «гулять» и «компьютерные игры».
В обучении преобладает ценность получения профессии и подготовки к самостоятельной жизни, ценность реализации своих творческих способностей в учебе и возможность в перспективе стать богатым человеком не так важны. Такие мотивы учебной деятельности, как быть образованным, успешно общаться со сверстниками являются промежуточным, связующим звеном в ценности обучения. Учеба как мотив завоевания авторитета среди близких для учащихся колледжа не актуальна.
В исследуемой выборке отмечается достаточно позитивный эмоциональный тонус (236респондентов). Колебания настроения отмечают 140 респондентов.
Чувство тревоги и неуравновешенности как свое обычное состояние отмечают 13,4% (44 респондента). Заставляет задуматься четверть респондентов, отметивших безразличие как свое типичное состояние (26,7% - 88 человек). Безразличие зачастую работает как защитный механизм от переживания негативных чувств и ситуаций, в которых человек ничего не может изменить.
Полученные данные позволяют делать вывод об эмоциональной уязвимости учащихся колледжа, актуальности развития поддерживающей образовательной среды в нашем учебном заведении.
С точки зрения ценности человеческих качеств на первые позиции устойчиво выдвигаются доброта и юмор. Для учащихся именно эти качества являются ресурсными и помогают бороться с тревогой, колебаниями настроения и безразличием. Дополнительные «человеческие лекарства», создающие поддерживающую среду, – отзывчивость, целеустремленность и ум.
В предыдущем вопросе вариант ответа «честность» встретился 1 раз. Честность и сознательный обман для достижения собственных целей плохо уживаются друг с другом. Способность врать ради выгоды отметили 59% респондентов (194 учащихся), на собственной честности настаивает 41% респондентов (135 человек). Вокруг полученных результатов возможна дискуссия с множеством объяснений. Каждый думающий человек сделает свои выводы.
Мнение респондентов разделилось практически пополам: 50% учащихся ориентированы на большое материальное вознаграждение за труд, 46% нацелены на удовольствие от процесса труда.
В продолжение темы материализма и идеализма у современной молодежи прояснялось мнение о материальных ценностях. Материальное не важно для 62 человек, 174 респондента считают, что материальные ценности должны зарабатываться самостоятельно. Более гуманную, а по сути иждивенческую позицию занимают 93 учащихся, разделяющих идею о помощи богатых бедным.
Мнение о том, что будущая профессия должна приносить пользу людям близко 82 учащимся.
На престижность профессиональной деятельности ориентировано 45 человек.
Для подавляющего большинства (190) главное требование к профессии – это способность приносить большой материальный доход.
Среди учащихся достаточно велико количество тех, кто не связывает свою жизнь с будущей профессией – 70 человек (21%). Полученные результаты позволяют косвенно оценить работу педагогического коллектива по параметру формирования любви к своей профессии, развития профессиональной направленности личности. Эта работа эффективна в 79% случаев (259 человек).