Интервью «Плюсы, минусы общаги»
Актуальная тема достоинств и недостатков проживания в общежитии часто привлекает к себе внимание, как учащихся, так и сотрудников. Мы решили, в уютной обстановке побеседовав с обеими сторонами, выяснить, что же в действительности не устраивает учащихся и воспитателей, и есть ли плюсы в общежитии.
Удачно собравшиеся все вместе в одном кабинете воспитатели оказались первыми под прицелом этого злободневного вопроса.
Репортер:
Что вас не устраивает в работе общежития?
Воспитатели:
В первую очередь, конечно, непослушание детей и непонимание ими того, где они проживают. Никто не хочет убирать в блоке и в комнатах, на генуборку с трудом заставляешь их идти. После десяти вечера у всех резко появляются дела, и разбегаться по своим комнатам никто желания не имеет. Приходится раз за разом напоминать о правилах проживания в общежитии и говорить о банальных вещах, которые, в силу своего возраста и воспитания, они должны уже понимать сами.
Репортер:
Неужели так все плохо с уборками?
Воспитатели:
Да, это на самом деле большая проблема! Иногда идешь по коридору и сам поднимаешь кем-то брошенный фантик, потому что знаешь, что он тут пролежит еще и час, и два, и сутки. И ладно еще фантик, но есть и такие, кто поплевать на стены и на пол любят. Да и вообще, как говорится, не там чисто, где убирают, а там, где не мусорят.
Репортер:
Помимо беспорядка, может, что-то еще не устраивает?
Воспитатели:
Не нравится еще некое равнодушие детей. Уважение и сознательность у некоторых полностью отсутствуют. Страшно много сквернословят! Бывает, сидишь в кабинете, дверь открыта настежь, и слышно, как в коридоре, спускаясь по лестнице, дети ругаются матом: и в адрес друг друга, и в адрес персонала. Это неприятно очень! Ну и в связи с недавними событиями, очень не нравится безответственное отношение к своему здоровью и жизни вообще. Лазят дети по «пожарке», позволяют себе курить в блоках, распивать спиртные напитки.
Репортер:
Ну, а плюсы? Есть ли какие-нибудь достоинства в вашей работе?
Воспитатели [смеясь]:
Плюсы? Да как-то маловато плюсов…
Репортер:
Ну, а если подумать?
Воспитатели:
Ну, если подумать, то, несомненно, нравится работа с молодежью. Несмотря на некоторое непослушание, ребята, в принципе, у нас хорошие. Стараются активно участвовать в различных мероприятиях. Есть много очень талантливых, ответственных и активных. Приятно, когда они к нам приходят за советом. Чувствуется доверие, признательность, дружелюбие. Вообще, первый курс сейчас такой раскрепощенный! Это очень нравится.
Нравится работа с коллегами. Мы всегда помогаем друг другу, поддерживаем. Коллектив у нас очень дружный.
Репортер:
А что бы вы хотели изменить в общежитии? Привнести что-нибудь новое?
Воспитатели:
Хотелось бы хорошего ремонта. Не евро, конечно, но чтобы решили хотя бы самые насущные проблемы, такие, как текущие краны, вечно ломающиеся замки. Не помешал бы еще один воспитатель.
Репортер:
Что-нибудь еще?
Воспитатели:
Хотелось бы еще немного искренности, корректности со стороны детей по отношению друг к другу и к воспитателям.
После встречи с воспитателями мы направились к учащимся, чтобы узнать их мнение. Первым делом мы отправились к третьему курсу.
Репортер:
Ребята, скажите, что вас не устраивает в общежитии? Что хотели бы изменить?
[Девушки с третьего курса]:
Вечно проводящиеся ремонтные работы, из-за которых воду отключают. Приходишь с пар уставший, голодный, грязный, а тут - бац! - Воды нет!... Ну и как пообедать? Прикажете ждать до вечера? Ни макарон не сваришь, ни пельмешей–ничего. А помыться как тогда? Это еще хорошо, если хотя бы холодную воду оставят, а то ведь частенько её вовсе отключают. И еще отопление. Батареи греют так слабо, что утром чувствуешь себя снеговиком, несмотря на то, что лег спать в теплой пижаме и накрылся одеялом и пледом сверху. Ну и каким, по-вашему, будет день, когда с самого утра всё желание учиться пропадает? А еще плохо, что на ночь плиты отключают. Да самый аппетит разгорается после десяти! И вообще, расписание работы плит очень неудобно составлено. Вот потому мы «Дошираки» и едим, что с плитами одна беда. А изменить если чего и надо, то сперва ремонт хороший сделать. Пластиковые окна не у всех стоят, из-под подоконников до жути дует, полы старые, плиты на кухне древние, не все конфорки исправные, работают 3-4 из 8. Часто ломаются краны, сливные бачки в туалетах.
Репортер [смеясь]:
Вы так негодуете на общежитие, что я уже боюсь спрашивать про плюсы.
Девушки:
Нет тут плюсов. Если и есть, то за минусами они не сильно заметны. С мальчиками после десяти не посидишь, день рождения нормально не отпразднуешь. А теперь еще за малейшие проколы так голову дурят, что мама не горюй.
Репортер:
Так ведь по правилам посторонних после десяти быть не должно. А алкоголь и вовсе запрещен.
Девушки:
Все можно, если ты совершеннолетний. А к мальчикам интерес только вечером появляется. О чем можно с ними днем разговаривать? Под вечер только на беседы и разбирает.
Репортер:
Если нет плюсов, то почему вы здесь живете?
Девушки:
Потому что домой ездить неудобно. Далеко очень. Что тут поделаешь? Поначалу еще было огромным плюсом то, что родители далеко. А теперь это уже минус какой-то, потому что начинаешь скучать без них.
Эти же вопросы мы задали первому курсу.
Репортер:
Что вам не нравиться в общежитии?
Первый курс:
Ну, воду часто отключают. И плиты по неудобному расписанию работают.
Репортер:
И всё? Может есть какие-то предложения на счет воды и плит?
Первый курс:
По поводу воды могли бы предупреждать людей за день до того, как собираются её отключать. Мы бы тогда успевали еды наготовить, водой запастись. А на счет плит, лучше бы их совсем не отключали до одиннадцати часов.
Репортер:
Хорошо. Скажите, а плюсы есть ли какие-нибудь в общежитии?
Первый курс [смеются]:
Конечно! Родители далеко. Хоть какая-то свобода. Но плохо, что в десять вечера уже надо быть в общежитии. Могли бы и до одиннадцати разрешить.
Репортер:
Да, отсутствие родителей - несомненный плюс. А что еще?
Первый курс:
Ну, мы тут много с кем познакомились. Много новых друзей нашли. Еще большой плюс-это то, что живя здесь без родителей, мы приучаемся к самостоятельной жизни. Тут появляются свои проблемы, которые мы вынуждены решать сами. Никто не заставляет делать уроки, поэтому мы сами должны сделать для себя какие-то выводы. Да, если подумать хорошо, то может быть и еще какие-нибудь плюсы нашлись бы.
В завершении нашего интервью, мы задали несколько провокационный вопрос всем учащимся, проживающим в общежитии: Какой воспитатель Вам наиболее симпатичен?
У нас получился вот такой результат:
Александр Иванович – 22% (голосовало 55 человек)
Татьяна Анатольевна – 21% (54 человека)
Ирина Бруноновна – 20% (50 человек)
Оксана Леонидовна – 23% (60 человек)
Наталья Павловна – 14% (26 человек)
Хотите поделиться своими размышлениями о жизни в общежитии – мы всегда готовы к диалогу.
Репортер: Стаселович Виолета, гр.102 - ТЗ
Комментарии
Зам.директора по воспитательной работе Голговская Е.П.
- К сожалению, для некоторых молодых людей принцип «хочу получать, ничего при этом не затратив» привычен и весьма актуален. Но ведь из «ничего» и получится «ничто». Наши пассивность, лень равнодушие и распущенность служат нам (да-да, прежде всего именно нам!) плохую службу.
Брошен фантик? - пусть его кто-то подберет, но не я; полное ведро мусора на кухне? – оно мне не мешает, пусть стоит; генеральную уборку надо сделать? – зачем, и так хорошо; из-под окна дует? – пойду пожалуюсь; ругаюсь матом? – так это ведь для связки слов; здоровый интерес к мальчикам? – конечно есть, только проявляется он ближе к ночи. И таких примеров в нашем общежитии огромное множество.
Только раз уж «житьё общее», значит и проблемы общие, и решать их надо сообща, а не дистанцироваться, негодуя. Успех приходит тогда, когда работа ведётся регулярно, в системе. Начните каждый с себя. Спросите о том, что я(!) готов сделать, чтобы улучшить условия проживания в своей комнате, в нашем блоке. Отбросьте лень, высокомерие, проявите инициативу и активность, вспомните, наконец-то, что понятие «совесть» никто ещё не отменял, начните с малого – и вы увидите, как изменится всё вокруг! В конкурсе «Сто идей для общежития!» вы будете лучшим. Ведь всегда приятно видеть результат своих усилий. А самое главное, может быть, именно тогда мы научимся уважительно, бережно относиться не только к имуществу колледжа, но и к людям, которые рядом с нами живут и работают.
Да, в общежитии мало личного пространства, свои правила (впрочем, как и везде: едешь в автобусе - покупай билет, вошёл в храм – сними головной убор, а иначе добирайся пешком или не входи вовсе, проходи мимо), условия проживания менее комфортные, чем дома (а что, собственно, мешает создать и поддерживать по-домашнему уютную атмосферу в комнате, в блоке общежития?). Однако жизнь в общежитии – это возможность повзрослеть, стать более самостоятельным, а значит, научиться и подход к людям находить, и цивилизованно решать возникшие проблемы, и ответственность чувствовать за взятые обязательства; это огромный жизненный опыт, который, как известно, не приходит сам по себе, а нарабатывается.
Педагог-психолог Свистуленко Т.В.
- Удивляет позиция учащихся и воспитателей. Получается, что почти 500 человек вынужденно живет в общежитии, учащимся не нравится жить в общежитии, воспитателям не нравится работать там. Вопрос: кто заставляет жить так, как вам не нравится? Человек проявляется в том выборе, который он совершает, и в своем отношении к этому выбору. Выбрал жить в общежитии – относись к нему по-человечески. Это все же твой дом, хоть и временный. Выбрал такую работу, относись к ней с интересом, несмотря на то, что трудно.
В интервью подробно освещены проблемные вопросы или минусы, но где же плюсы и кто их будет создавать? Прослеживается инфантильная позиция маленького ребенка: «Придите и сделайте мне красиво!» - свежий ремонт, новая сантехника, 100% работающие плиты. Кому принадлежит ответственность за чистоту, за сохранность имущества, за работу плит и другого оборудования? Дяде Феде? Студенту Коле? Воспитателю? Директору? А может Министерству образования?
Как-то странно получается: пользуются имуществом жильцы общежития, а ответственность за его сохранность принадлежит неизвестно кому.
Я, как человек, часто бывающий в общежитии, постоянно вижу одну и ту же картину: умывальник забит остатками пищи, в нем стоит жирная вода, а может быть еще и гора немытой посуды. Студент кричит «Алярм! Плохо жить в общежитии!»
Вопрос первый: кто создал эту трудность? Ответ очевиден.
Вопрос второй: «В каком возрасте человек должен уметь справляться с такой проблемой?» Ответ: при полноценном психическом развитии и соответствующем желании решает эту проблему легко 7-8 летний ребенок. Учащихся младше 15 лет в колледже просто нет. Так в чем же дело?
О самостоятельности, независимости человека, его правах и свободах всем известно, каждый требует их исполнения, цитирую третьекурсниц: «Все можно по закону, если ты совершеннолетний. А к мальчикам интерес только вечером появляется. О чем можно с ними днем разговаривать? Под вечер только на беседы и разбирает». Где здесь располагаются обязанности? ответственность? уважение к правилам совместной жизни? Где здесь что-то, кроме своей личной (такой понятной и, несомненно, тоже важной) потребности, что-то или кто-то, кроме своего «Я»?
Как-то однобоко все, хочется, чтобы каждый видел свой вклад в то, что происходит. Выход вижу только в одном – избавлении от иждивенческой позиции «Мне все должны!», т.к. на такую позицию есть в ответ позиция пофигистическая «Кому я должен, я прощаю!». А это все! Тупик! Дальше развитие невозможно и общежитие тоже.
Наше общежитие, как налоговая инспекция, будет спать спокойно только тогда, когда все заплатят налоги и отдадут долги, т.е. начнут брать на себя обязательство и выполнять их.