Материалы

Интервью

В предвкушении каникул
Плохо благодарит учителя тот,
кто навсегда остается только учеником.
 Фридрих Ницше

Завершается очередной учебный год, все мы уже одной ногой в каникулах и отпусках. С чем же мы пришли к этой радостной поре, чего достигли и за что возьмемся засучив рукава в новом учебном году?
Об итогах этого года я поинтересовалась у Михаила Николаевича, директора нашего колледжа, который с радостью поделился успехами МГПК.
dirПервое, что стоит отметить, это открытие новой специальности «Обслуживание и эксплуатация жилых домов». В процессе учебы ребята, выбравшие эту специальность, смогут получить три (ТРИ!) рабочие профессии: слесарь-сантехник, электромонтер и отделочник. Михаил Николаевич смеётся: «Если за выпускника этой специальности выйти замуж, то никаких проблем по дому не будет».  Кстати, в Европе такого универсального работника называют «хаус-мастер» (house с англ. – дом; т.е. дословный перевод - домашний мастер).
Следующее, что не осталось без внимания – это создание Ресурсного центра для подготовки специалистов пищевой отрасли. На сегодняшний день это гордость колледжа, т.к. такого нет ни в одном учебном заведении: ни в средних специальных, ни в высших. Три лаборатории оснащены новейшим оборудованием, какого не на всяком предприятии пока что найдешь. Идем в ногу со временем, пока наши предприятия немного отстают. :)
Так же к достижениям колледжа в этом году мы с гордостью можем добавить то, что Анастасия Федотова попала на «WorldSkills» в составе нашей белорусской команды. Это прекрасно рекламирует наш колледж с профессиональной стороны. Есть к чему стремиться, дорогие учащиеся, новая планка перед вами уже поставлена.
В этом учебном году сдали в эксплуатацию бассейн. Приятный бонус, я считаю. Все, кто не умеют плавать, могут с легкостью научиться этому. А те,  кто свободно чувствуют себя в воде, могут радоваться еще больше, ведь теперь, чтобы насладиться плаванием, не обязательно ждать горячего лета. Тем более  что цена на бассейн для учащихся нашего колледжа вдвое ниже, чем посторонним людям. 
«В этом году очень активно занялись международным сотрудничеством», - говорит директор. Преподаватели, мастера производственного обучения из других стран приезжают к нам на стажировку. Это очень большая честь, ведь, выходит, у нас есть чему поучиться.
К достижениям колледжа так же можно добавить стабильность рабочего коллектива (МГПК  не сталкивался с проблемой поиска преподавателей: все нужные люди давно на нужных местах) и то, что на сегодняшний день все наши учащиеся успешно распределены.
Поинтересовавшись о перспективах развития колледжа, вот что стало известно:
1.Разрабатывается вопрос о вхождении нашего колледжа в состав Могилевского университета продовольствия.Одним из направлений этой работы будет создание  факультета заочного обучения. То есть, наши выпускники смогут поступить в университет здесь, у нас. На сессии не придется ехать в другую часть Беларуси.
2.Капитальный ремонт общежития. Сначала будет ремонтироваться первый стояк. Всех учащихся отселят в другое крыло. Для этих целей всех посторонних проживающих выселили, чтобы у ребят не возникло проблем с переездом. Кстати, буфет уже сдан в эксплуатацию. Правда, работать будет только после каникул: на лето не имеет смысла его открывать.
3.Возможно, в недалеком будущем появится новый тренажерный зал, поскольку   в общежитии лишь его жалкое подобие.
Учащихся беспокоит  вопрос, уберут ли какие-нибудь специальности из имеющихся в колледже. Ответ: нет. Все специальности останутся на своих местах, переживать не стоит. Более того, в нашем колледже появятся новые специальности и модернизированные «старые».  О специальности «Обслуживание и эксплуатация жилых домов»  можно прочитать выше, поэтому я перейду к следующему. Новой специальностью, возможно, станет «Логистика». Работа над этим вопросом ведется уже давно. Будет развиваться такая специальность, как «Мехатроника». Так же, возможно, усовершенствуется специальность ТЗ: будут выпускать не техников-технологов (слишком растяжимое понятие), а, к примеру,  операторов. Специальности ХК и БТ в той же мере подвергнуться изменениям.
Ответ на вопрос «Как Вы оцениваете способности и знания, полученные выпускниками нашего колледжа» не порадует учащихся.
«Если честно, то знаниями выпускников нашего колледжа, особенно последних лет, я не доволен. Ребята недорабатывают. Не все, конечно, но по большей части.  Я бываю на защитах дипломов разных групп, и вижу,  как некоторые учащиеся не могут ответить на самые элементарные  вопросы. Раньше такого не было, только единичные случаи. Ребята ленятся, не хотят учиться, не используют весь свой потенциал», - рассказывает Михаил Николаевич.
Не поспоришь. Обленились мы, товарищи, обленились. Или деградируем уже?..
Еще директора огорчает свинское обращение с материальным имуществом в общежитии: разбитые окна, поцарапанные стены.  Быть может, когда мы все начнем платить из своего кармана за причиненный ущерб,  те, у кого так руки чешутся, в следующий раз задумаются, перед тем, как вредительствовать. А такое вполне может произойти, если беспорядки так и будут продолжаться.
Об итогах года – всё. Но это еще не конец статьи, поверьте. :)  Поскольку мне удалось побеседовать с Михаилом Николаевичем, я не могла не поинтересоваться о его жизни.
Репортер:
- Кем Вы мечтали стать в детстве?
М.Н.:
- Первая детская мечта - агрономом. Родился в деревне, рос в деревне; люблю природу, люблю землю. Наверное, потому и была такая мечта.  А потом хотел быть военным моряком. Это мечта появилась уже в 10-11 классе. Но потом перегорел почему-то.  Самое интересное, что педагогом, учителем никогда не мечтал быть. В мыслях даже не было. Хотя я всегда уважал и уважаю таких людей, как учителя. Это когда-то была хорошая профессия. А теперь у людей отношение к ней поменялось. В моё время учитель – это был как святой человек. Ну а как по-другому? Он же умный, он всё знает, всё умеет. А теперь всё иначе. Престиж профессии учителя падает.
Репортер:
- Расскажите о Вашем жизненном пути от студента до директора.
М.Н.:
- После школы поступил в Минский радиотехнический институт. Это теперешний БГУИР. По распределению попал в Молодечно, на радиозавод «Спутник». Потом работал  в ГорКоме комсомола. Это, скажем так, праотец теперешнего БРСМа. Меньше, чем через два года, пришел работать в колледж. Тут и остался. До 96-го года работал преподавателем, был председателем цикловой комиссии у радистов. С 96-го по 2008 был заместителем директора по производственному обучению. А с 2008-го уже директор. Такой вот жизненный путь.
Репортер:
- Легко ли быть директором?
М.Н.:
- Сложно. Практически всё свободное время занято колледжем. Ведь чем занимается директор? Он следит не только за порядком. Работа директора заключается в том, чтобы организовать работу всех других сотрудников колледжа: заместителей, заведующих, преподавателей, воспитателей и даже учащихся. А это очень-очень непросто. Но самое сложное в профессии директора – это ответственность. Ответственность за людей: учащихся, сотрудников, за микроклимат в коллективе. Ответственность за зарплаты, за финансы, которые тратятся на колледж, и прочие расходы. Ответственность за организацию учебного процесса. На сегодняшний день стоимость обучения одного бюджетника за четыре года порядка шестидесяти миллионов.  Так что директор должен следить, чтобы учащиеся не просто прошли так налегке эти четыре года, а чтобы получили профессию, чтобы стали специалистами.  Так же директор работает и с Министерством, с другими предприятиями, организациями, с органами власти. Это непросто.
Репортер:
- Как звучит Ваш ответ на вопросы «зачем учиться» и «как сделать так, чтобы учиться стало интереснее»?
М.Н.:
- Учиться надо для того, чтобы получить профессию. Наше общество устроено так, что человек должен трудиться. Трудиться как минимум треть своего времени. Потому что наше общество во многом зависит от материальных благ. Чтобы получить материальное благо, надо зарабатывать деньги. А для того, чтобы зарабатывать, человек должен получить профессию. Трудиться можно и не по профессии,  но такой труд не будет приносить удовлетворения. Профессия должна нравиться, тогда и учиться будет интересно. Если человеку не нравится то, что он делает, он никогда не будет с интересом учиться.  Должен быть некий голод к учебе. Другой вопрос, как сделать, чтобы этот голод появился.  Я еще допускаю, что у людей есть какая-то наследственная, природная предрасположенность к той или иной профессии. Тут играет роль и призвание человека, его какое-то предназначение.  Выбор профессии – это как выбор жены или мужа. Надо делать этот выбор ответственно, потому что тебе с этим еще жизнь прожить.
Репортер:
- Расскажите пожалуйста о тех событиях, которые сформировали Вас как личность.
М.Н.:
- Событий глобального плана, чтобы прямо как будто проснулся и встрепенулся, наверное,  нет.  Что сформировало как личность - это в первую очередь мои родители. Они простые люди. Работали в деревне. Приходилось с самого раннего детства заниматься хозяйством: картошку сажали, копали, заготавливали сено, пасли коров. Видел, что родители постоянно добросовестно работают, трудятся, хоть и не за большие деньги. Вот потому с детства такие качества, как трудолюбие и добросовестность, были привиты. Потому, наверное,  и поднялся на высшую ступеньку колледжа.
Конечно, повлияли на меня и учителя. Я учился в двух школах. У нас в деревне была одна восьмилетняя школа, а в соседней деревне десятилетняя.   В школе было много хороших учителей, которые повлияли на меня в процессе учебы и общения. Личностью ведь родиться и сразу стать невозможно. Чтобы стать личностью, нужно работать над собой всю жизнь.
Учеба в институте, конечно, тоже повлияла на меня. Это время было золотым. Было всё интересно и весело: и учение, и студенческий коллектив. Мне всегда нравилось учиться. Много интересных открытий познавательного плана  у меня было в этот период.  Я очень любил физику когда-то, поэтому в институте мне были интересны предметы, связанные с ней. И вот эта тяга к знаниям у меня всегда присутствовала. Даже теперь она есть. Я всего два года назад получил свой последний  диплом, но вот уже чувствую интеллектуальный голод. Что-то уже хочется новое познавать.
Повлияла  так же на формирование моей личности работа здесь, в колледже. Потому что здесь действительно приходится всю жизнь учиться. Тем более, что у нас в колледже преподаватели – высокоинтеллектуальные люди. Мне всегда есть чему поучиться, как совершить тот или иной поступок, как дать оценку тому или иному событию. Поэтому коллектив колледжа оказал большое влияние на формирование личности,  моих взглядов на жизнь. Многих моих коллег уже нет в живых, много кто ушел на пенсию. Но я им всегда буду благодарен за поддержку, за пережитый опыт, за их критику, за моё становление как специалиста, как директора.
Репортер:
- Вы помните своего первого учителя со школы?
М.Н.:
- Конечно, помню.  Когда я пришел в школу, я очень хотел попасть к одной учительнице. Она была спокойная, хорошая. Её все любили. А была еще вторая: строгая. Все дети хотели попасть к первой. И я хотел. И так получилось, что именно к этой хорошей и попал.А вообще, моей первой учительницей была мама. Так случилось, что я, когда пришел в первый класс,  уже умел писать, читать, и не то, что по слогам, а так вот бегло; считать, особенно простые арифметические действия, такие как сложение и вычитание. И даже знал таблицу умножения до пяти. Просто мама была в декретном отпуске (тогда как раз родилась сестра моя), у неё было свободное время для занятий со мной. Так что, когда я пришел в школу, я уже многое умел. Меня даже как-то директор приводил в восьмой, седьмой класс и ставил в пример, мол, вот первоклашка читает хорошо, а вы, старшеклассники, до сих пор не научились.
Благодаря маме мне было легко  учиться. Особенно первые классы. Я до шестого класса даже отличником был. Грамоты есть за отличную учебу. А вот в восьмом классе у меня уже завал был, что-то меня на  улицу потянуло: девчонки, танцы, где-то и покурить могли с мальчишками. Да, и такое было, не скрываю. Ну и это сразу отразилось на моих отметках. А уже потом, в девятом, десятом классе я как-то стал взрослее и подтянул учебу. Школу закончил со всеми пятерками.
Репортер:
- Прогуливали ли Вы учебу?
М.Н.:
- Нет. Только в институте был случай. А в школе по неуважительной причине ни разу. Даже такой пример приведу. В 74-ом году, когда я был в третьем классе, была очень суровая зима. Наметало сугробы вровень с домами в деревне.  А от нашего дома до школы идти надо было метров триста. А идти с утра в школу надо было. Мама с папой мне говорят: «Ну куда ты пойдешь? Сиди дома. Учителя сегодня сами в школу не придут.  Занятий не будет».  Кончилось всё тем, что я закатил истерику: «Хочу в школу! Не буду я дома сидеть». Ну, отец согласился отвести меня. Прошли мы, значит, полпути, и видим, как идет директор в школу. Увидел он нас с отцом и говорит: «Ну куда ты его тащишь? Занятий сегодня не будет. Идите домой». Вот так вот я хотел в школу. И еще один случай был. В классе десятом, когда я уже учился в соседней деревне, до школы было далеко идти.  Мы, школьники, с утра ездили на автобусе. Но когда начиналась непогода: метели или дожди, дорогу размывало, и автобус не приезжал. И все дети тогда расходились по домам. Не хотели идти, потому что пешком пришли бы только к началу второго, третьего урока. А там уже надо было собираться и домой идти. Я ни разу не уходил. Смотрю, все по домам пошли, а я  пешком прямо в школу. И приходил ко второму уроку, чаще всего к любимой физике.
Вообще, пропуск занятий по неуважительной причине, я считаю, это нонсенс какой-то. Если вы пришли учиться, то  учитесь. Что значит «не хочу идти на занятия?».  Самое интересное в жизни – это процесс познания.
В ВУЗе пропустил пару занятий. По причине того, что не успевал выспаться. Мы иногда по вечерам работали грузчиками, разгружали вагоны на станции. Ну, денег же хотелось.  Поздно приходил с работы, потому и не успевал выспаться. А так, чтобы где-нибудь болтаться во время занятий – такого никогда не было. Раньше вообще дети не пропускали без уважительной причины пары. А если и пропускали, то это были единичные случаи.
Репортер:
- Вызывали ли Ваших родителей когда-нибудь в школу?
М.Н.:
- Да. Как-то играли с ребятами в футбол во дворе, и я мячиком школьное окно в столовой разбил. А оно было новым, его только-только поставили. Вот тогда отца в школу и вызвали. Но всё обошлось, к счастью. Окно новое установили.
Репортер:
- Служили ли Вы в армии?
М.Н.:
- Нет. Но в ВУЗе была  военная кафедра. Раз в неделю был военный день по всем специальностям. Закончил я институт со званием старшего лейтенанта запаса.  А был тогда закон, что если закончил военную кафедру, то в армию уже не призовут. Только если сам  хочешь.
Могу сказать, что к армии всегда относился положительно.  В армии надо послужить, если есть такая возможность. Во-первых, это физическая подготовка. Во-вторых, это дисциплина. Армия оказывает положительное влияние на формирование личности. Дальше, чувство мужской дружбы. И вообще, служба в армии – это же почетная обязанность: защита Родины.
Репортер:
- А сын Ваш в армию пойдет?
М.Н.:
- Возможно. Он сейчас учится на четвертом курсе в музыкальном. Если военкомат призовет, то, естественно, пойдет. Хотя через год ему будет 25 лет уже. Сын считает, что его в военный оркестр заберут.
Репортер:
- Расскажите о своей первой любви.
М.Н.:
- Это было в классе седьмом. Первое чувство, такого больше не бывает. Оно возникает, как наваждение какое-то. Нравилась мне девочка, на нашей улице жила. Она была на год моложе меня.  Я ей домой портфель подносил. Очень стеснялся, когда  дразнили ребята. На танцы мы ходили. На велосипедах катались. Разные записочки писали, подарочки всякие дарили. Целовались там несколько раз. А какое это счастье было – поцеловать девушку! И не то, что б в губы, там в щечку целуешь и радуешься. Это было таким светлым, приятным, чистым. Самое интересное, что первая любовь – она как первый снег. Ты счастливый  смотришь, как падают снежинки, радуешься. Но первый снег всегда растает.
Потом, конечно, была и вторая, и третья. Может, нельзя это назвать любовью, этим широким и мощным понятием. Но увлечения были. Ну а потом уже встретил настоящую любовь: жену свою, с которой вместе уже 25 лет. Это уже совсем другое.
Репортер:
- Возможны ли отношения про любовь между преподавателем и учащимся?
М.Н.:
- Ну а почему нет? Когда я пришел сюда в колледж, мне было 25 лет. Я вел пары у девушек, которым было по двадцать одному году примерно. Это те, которые поступили после 11-ти классов. Они мне все по возрасту, собственно говоря, годились в невесты.  Ну, у меня-то с ними никаких отношений не было, у меня уже жена была. Поэтому я к этому отношусь нормально. Если у людей возникли чувства, то почему бы и нет.  Преподаватель может завтра быть уже не преподавателем, а учащийся рано или поздно закончит учебное заведение. Если всё законно, все совершеннолетние, то тогда все в порядке. Я не раз в жизни такое встречал.
Репортер:
- Часто ли Вы читаете? Есть у Вас любимая книга?
М.Н.:
- Если честно, то читаю мало. В детстве читал очень много. Теперь вот перечитываю книги Солженицына.   До этого читала Ивана Стаднюка «Война». Вот всё хочу перечитать «Войну и Мир». И «Преступление и наказание». Почему хочу перечитать, потому что в школьной программе они были, и я их читал, читал, читал, но ничего не понял. Я вообще не понимаю, зачем нам, детям, нужны были эти книги? Что они в нас формируют? Ну, еще «Война и Мир», это еще  ладно, но Достоевский. Эти книги надо читать, когда ты уже взрослый.
Ну, еще читаю, конечно, газеты, журналы, научную литературу. Но это не то. Больше всего мне нравятся книги советской эпохи, советских авторов.
Репортер:
- А какие предпочтения у Вас в музыке?
М.Н.:
- Музыку я люблю почти всю. Обожаю белорусскую народную музыку. Неравнодушен к советской эстраде. Это та музыка, на которой я вырос. Это Пугачева, Добрынин, Леонтьев и т.д. Ну, люблю и серьезную музыку послушать, классическую. Например, Чайковского. У Баха есть вещи серьезные.
Я стараюсь бывать на концертах разных. Мне даже посчастливилось побывать на концерте Аллы Пугачевой.
Но самое мое любимое, если так выделить, то это  ВИА «Песняры». Их я могу слушать до бесконечности.  Это такое родное. Особенно «Алеся», «Завушницы». Тогда, в детстве,  были модные и «Beatles», и «RollingStones».  Какое-то время были очень популярны «ModernTalking».  Однако «Песняры» мне всё равно нравились больше.
Ну что, товарищи? Ароматы приближающихся каникул почувствовали? Дышите полной грудью? Ну и отлично! :) До встречи в новом учебном году! Хороших каникул (и отпусков)!


С директором общалась репортер журнала "ИНФО-колледж"

 – Стаселович Виолетта, гр.102 - ТЗ.

 

Меню раздела

Счетчик сайта

Free business joomla templates