Версия для слабовидящих Версия для
слабовидящих
Перевести ru
slide1

Наши герб и флаг

1

История колледжа в лицах: Инесса Николаевна Рудникова.

История колледжа в лицах: Инесса Николаевна Рудникова.

 

bez25.04.2018 кружок «Музейное дело» посетила Инесса Николаевна Рудникова, выпускница заочного отделения, закончившая обучение в нашем колледже более 50 лет назад.

Кружковцы с удовольствием слушали об истории филиала, истории города, но интереснее всего оказалась её собственная история.

Наш диалог начался с воспоминаний…

«Город Молодечно был областным центром до 1960 года, с середины года Молодечненская область была упразднена. В то время наш город насчитывал двадцать пять тысяч человек, а тех, кто был связан с областным аппаратом было пять с половиной тысяч – это пять с половиной тысяч безработных. Райисполкомом отделы управления, их руководители – все были разосланы по областям. Часть их попала в Минскую область, часть – в Витебскую и часть – в Гродненскую, но оставались люди, у которых не было специальности. Эти люди шли на заводы и получали рабочие профессии. Так и нас 1 апреля оформили на завод и послали учиться. Одну команду отправили в Воронеж, вторую – в Минск, а я была в Браге (это около Орши, Витебская область). Четыре месяца проучившись, получила первый разряд и приехала в Молодечно.

bez2Когда вернулись в родной город, узнали о новом учебном заведении – техникуме. Там были специальности, близкие к нашим, и я решила идти туда учиться. Если быть белее точной, о техникуме нам рассказал
Шлапотек Николай Георгиевич, с которым мы были хорошими друзьями, работали в Райисполкоме в одном комитете. Вот, по приезду, Николай нас разыскал и сказал: «Девчонки, поступайте в техникум, техникум открывают!».

Мы учились на заочном отделении, сдавали сессию, контрольные и таким образом переходили на следующий курс. Было две сессии, как и обычно. Нам еще дополнительно читали лекции. Четыре раза в неделю, после работы, с 6 до 10 вечера мы приходили сюда, и нам читали лекцию. Мы слушали, аккуратно всё записывали, складывали конспект в сумку и шли домой. Переночевали – с этой сумкой шли на работу, а потом снова на лекции.

Пару слов расскажу про нашу группу. Все мы были людьми взрослыми, самостоятельными. У меня было четыре года стажа, у моей подружки – четыре с половиной, и человека 2-3 было моложе нас – они пришли в техникум сразу после школы. Был у нас Семенов, он был главным инженером станкозавода, говорят, умница исключительный, прекрасно владел навыками профессии. Но он был настолько скованным, не мог выразить свои мысли: когда приходил на экзамен, краснел-бледнел и забывал то, что хотел сказать. Очень переживал, что не получит диплом, так как тогда бы его сняли с должности главного инженера. Когда ему дали диплом, он не мог поверить, что закончил.

bez3Так учились. Я хорошо помню первого директора. Но больше всего запомнился сопромат, нам преподавал Горлин, мужчина невысокого роста, он был строгий, все его прямо боялись, но он настолько хорошо преподавал, что мы с удовольствием на экзамены ходили. Его жена работала у нас в библиотеке, по-моему, заведующей, но заочникам она всегда давала литературу.

Дальше я уже все время работала на заводе, а техникум, в котором я диплом получила, дал право занять первую ступеньку инженерно-технических работников. Сначала инженер, потом старший инженер и руководитель группы. В результате я 33 года проработала на Спутнике. Перед пенсией я была руководителем в группе и дипломированным инженером. Таких было 7 человек в группе.

Чем отличается молодой специалист от опытного специалиста? Я сколько живу, столько учусь, меня никто не учил специально по этой профессии. Я, закончив электрооборудование промышленных предприятий, ни одного дня не работала по специальности, только курсовые писала и диплом по этой теме. Были разные ситуации, вот однажды делали мы склад механизированный, а там все на болгарском языке, никто перевести не может. Там были только знакомые цифры, на них мы опирались. Но тем не менее, было много бессонных ночей, я очень боялась, что что-то не так. Методом “тыка” мы поставили склад, всё включили – заработало. Всё хорошо, механизированный склад сделали. Мне казалось, всё, на этом уже конец и всё будет прекрасно. Надо поставить конвейер. Конвейеры на литовском языке, правда, потом мы все перевели. Его тоже сделали. Так что работа была исключительно интересная, но всегда торопливая. Семь лет подряд каждый день я ходила на совещания у начальника цеха или у главного инженера. Если у начальника – в кабинет собирались все. Все мужчины и один ведущий технолог – женщина. Работа на заводе и учеба в bez4техникуме научили меня совмещать. Благодаря этому я всё время общественными работами занималась. А через полтора месяца после окончания учебы у меня сын родился. Тут и семья, и общественная работа: комсомольская, партийная. Вот таким образом тридцать три года и пролетели как один день».

- Что вас интересовало помимо работы?

- У меня не было свободного времени, но когда-то открытки артистов собирали. Мы покупали открытки и хранили их, читали биографии. Во время сессии профком давал путевку, и мы ехали в дом отдыха. Путевки не пропадали, так как на следующий год дали бы меньше. Там мы готовились, потому что никто нас не отвлекал. Женщина и наука – вещи мало совместимые, но почти все работники были женщинами, а руководители в основном мужчины, но все равно женщин больше было.

А сейчас я разрабатываю генеалогическое древо. Я постоянно одна дома, внуки в разъездах. Телевизор смотреть – надоело. А так сяду в компьютер и в программе делаю.

- Когда Вы поступили в техникум, было ли вам сложно, что больше всего нравились?

- Сложно было - это, без сомнения. Как мы там учились? Записали все подробно и ушли. Во время работы на заводе я работала монтажистом. Как только начинается обеденный перерыв, мы все отодвигаем, достаем конспект и методичку и начинаем конспектировать. Я не хочу сказать, что мы были умными специалистами – мы были как все студенты. Самая сложная дисциплина была сопромат. Есть такая поговорка «сдал сопромат – можно жениться». А у нас сопромат был легкий. Преподаватели у нас были разные, и характеры у них были разные.

-Расскажите о вашей трудовой деятельности до поступления в колледж.

bez5- Что такое первый рабочий день? Сейчас я расскажу, как все это было.
После школы – нет специальности, и ты начинаешь искать работу. Отец договорился, что меня возьмут в Паровозное депо. Тогда были паровозы, а не электровозы. Было много грязи и мазута. Прихожу к начальнику отдела кадров в красивом, нарядном платье, а он говорит:

- Я, конечно, тебя возьму, ученицей токаря, может, еще кем-то, твоему отцу я никак не могу отказать. Сходи лучше в первый цех, позови Иванова, пускай ко мне придет.

Вы представляете, что такое паровоз? Когда он дымит, причём всё время, и везде грязь, все люди в пыли. В конце концов, нашла я этого Иванова. Поговорив с ним, пришла к начальнику, но поняла, что передумала. Как в такой грязи можно работать? Я отказалась.

Затем хотела машинисткой устроиться, пришла на собеседование, где мне начальник протокольной группы говорит: «Печатать умеете?». А я особо и не умела, в чем и призналась. Он всё-таки решил подумать. Я выхожу, иду по коридору и встречаю заведующего хозяйственной частью нашей школы. Мы тогда были по-другому воспитаны, нежели сейчас молодёжь, со всеми здоровались, особенно с теми, кто старше нас, неважно, в каком ты классе, и кто перед тобой, так было принято. Так вот, наш заведующий хозяйственной частью, узнав, что я ищу работу, предложил мне помощь, так я устроилась на работу в канцелярию.

Помню свой первый день, так совпало, что это была первая рабочая суббота, шел 1956 год. До этого рабочие субботы были полными, а тут сокращенная, без обеда, кстати. Я у них спрашиваю, что делать, а мне зав. канцелярии говорит, вот, возьми эту вещь и подшей. Я всё-всё сделала, и спрашиваю, что дальше. Она на меня посмотрела:

– Ты что же, с ума сошла? Если ты так работать будешь, то всех уволят, и ты одна останешься. Значит, сейчас открывай газеты и читай. Если кто-то зайдет – сделай вид, что шьешь.

bez6Одно время я подменяла секретарей Маркова Фёдора Григорьевича. Исключительный был человек, всегда искренне помогал людям. Я помню многие его резолюции, например, «Товарищ Лукашевич, рассмотрите этот вопрос, я считаю, стариков обежать нельзя». Ну уж если так считает Марков, то и председателю райисполкома другого аргумента не надо. Помог он и цыганам, которые жили в нашем районе, помог с жильем, с работой.

Когда Марков умер, к нему пришло очень много людей. Все было устроено в театре, он раньше домом культуры был. Помню, когда вернулись с похорон, всё управление присело в приемной у меня и говорят, никто не хотел расходится по кабинетам. Люди поняли, что всякая работа по сравнению с жизнью – мелочна. А потом председатель говорит замам такую фразу: «Если б мы в одночасье все трое умерли, нас бы так не хоронили».

- По-вашему, какими качествами должен обладать хороший сотрудник?

- Во-первых, желательно, чтобы человек учился всё время. Впитывал в себя знания, как губка. Что-то пригодится, что-то нет, но лучшее, что есть – знания. Во-вторых, чтобы он не зацикливался на том, что он дипломированный и всё. Учиться, учиться и еще раз учиться! Как завещал товарищ Ленин. Нужна способность брать эти знания. В-третьих – должна быть дисциплина труда. И дело не в опозданиях, об этом даже не говорю. Если тебе дали задание – будь добр, сделай его. Если что-то не получилось, скажи, может новый срок дадут, может, помогут, нельзя все пускать на самотек.

- Как вы совмещали личную жизнь с работой?

- Тяжело было совмещать, но у меня был очень хороший муж, дома он заменял и маму, и папу. Так что семью помогал содержать именно он. Нормально было, не переживайте: будет у вас семья, всё у вас получится.

bez7Муж, кстати, также здесь учился, диплом получил. Я училась средне, он лучше. Потом пришел на завод, работал там слесарем по ремонту оборудования. А спустя некоторое время, его назначили начальником лаборатории. Пахал, старался, но не выдержал такого режима. У нас система дурацкая была: пришёл в восемь утра, и так получилось, что опоздал на минуту – преступление. На пять минут – весь коллектив (а это человек сто тридцать) наказывали за нарушение трудовой дисциплины. Как в тюрьме. Год проработал начальником лаборатории и сказал – всё, хватит.

А недавно ваш колледж закончил мой внук. Он родился ровно через 50 лет после меня. Здесь, в колледже, закончил тоже отделение, что и я. Когда он учился в школе, был очень хорошим математиком. Закончив техникум, поступил в университет. Знания, полученные здесь, ему очень пригодились, сначала в магистратуре, а потом и в аспирантуре. Сейчас он работает в БНТУ и пишет диссертацию.

- Ну и последний вопрос: скажите, какие события оставили наибольший отпечаток в вашей памяти?

- Знаете, самое печальное – это ликвидация партии. Мы ведь, когда пришёл Горбачёв, были очень рады, у нас было очень много пьяниц в городе, а тут – вели сухой закон. Но, когда Горбачёв ликвидировал партию, это было самое печальное для меня. Я была в рядах партии, и мы ведь в своё время ничего плохого не делали, помогали людям, проводили субботники, ездили куда-то, выступали. И вдруг мы стали никому не нужны. Но, с другой стороны, все это не так важно, куда важнее семья. Родители, дети, внуки.

bez8Мы очень благодарны Инессе Николаевне за её историю и надеемся, что каждый, прочитавший эту статью, еще раз задумается о том, как скоротечно время, и о том, что главное в жизни – это не деньги и не карьера, а люди, которые нас окружают.

 

Материал подготовлен участниками

и руководителем кружка «Музейное дело»

Счетчик сайта

Free business joomla templates