Настольные игры – состязания, основанные на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Они не требуют активного перемещения игроков, технически сложного снаряжения, инвентаря или площадки.
История настольных игр насчитывает более семи с половиной тысяч лет. Наиболее древние из известных сегодня настольных игр берут свое начало в Китае или Индии. Одной из древнейших игр считаются различные варианты игры в кости. Кости до наших дней продолжают существовать как отдельная игра, но их основное применение – в качестве вспомогательного элемента множества настольных игр, для моделирования элемента случайности («кубик»).
В третьем тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке были созданы нарды – одна из старейших игр шашечного типа, сохранившаяся до сих пор. Спустя две тысячи лет в Индии появились костяшки домино – плоские таблички, каждая из которых содержала изображения двух сторон игральных кубиков. Около X века в Европу из Египта и Средней Азии проник шатрандж – настольная логическая игра для двух игроков, непосредственный предшественник шахмат. Одновременно с шатранджем в Европу пришёл и алькерк («мельница») – игра шашечного типа, считающаяся прообразом современных шашек.
Проникновение карт и карточных игр из Египта в Европу датируется XIII – XIV веками. К XVII веку карты пришли в Россию. В царствование Михаила Фёдоровича игра в карты была официально запрещена, однако впоследствии карты стали обычным развлечением для всех слоёв общества.
ХХ век – настоящий пик развития настольных игр во всем мире. В 1920-е годы в США получила популярность завезенная из Китая игра маджонг: повсюду образовывались маджонг-клубы, фабрики по производству комплектов работали круглосуточно, чтобы удовлетворить спрос, а в 1935 году в США даже была создана «Национальная Лига Маджонга». Любимая сегодня во всем мире экономическая стратегия «Монополия» была создана американцем Чарльзом Дэрроу в 1934 году. В 1938 году появилась словесная игра «Скрэббл» (в русскоязычных странах известная как «Эрудит»), до сих пор не теряющая популярность в мире. В 1971 году японец Горо Хасегава узнал о давно забытой игре реверси, заказал разработку игрового комплекта и занялся её распространением под названием «Отелло». За несколько лет возрождённая игра снова завоевала популярность сначала в Японии, а потом и в западных странах: с 1977 года проводятся чемпионаты мира по реверси.
Сегодня настольные игры снова переживают свой бум. Несмотря на широкое распространение компьютерных игр, настольные по-прежнему популярны, ведь общение, обмен эмоциями в виртуальной реальности затруднены. Настольные же игры предполагают коммуникацию в реальном мире, многие из них включают интересную атрибутику и задействуют не только визуальный и аудиальный, но кинестетический каналы восприятия информации, чего невозможно достичь в компьютерной игре. Зачастую для компьютерных игр требуется техника особой мощности, для видеоигр нужны приставки – настольную игру можно организовать без специализированных атрибутов, либо инструментарий игры может быть сделан из подручных материалов.
Существует несколько классификаций настольных игр по разным критериям: по типу используемых предметов, по количеству игроков и степени их кооперации, по динамике и характеру игры, по начальной позиции, содержанию и по области использования. Современные игры разнообразны и чаще всего включают несколько характеристик: могут быть одновременно развлекательными и обучающими, стратегическими и с фактором случайности, словесными и логическими, индивидуальными и кооперативными.
Настольные игры предполагают большой развивающий потенциал. Математические («Королевский замок», «Руммикуб»), военные тактические («Форт», «По всем фронтам»), географические («Это факт!», «Год путешествий»), ролевые («Мафия», «Находка для шпиона»), карточные («Уно»), динамичные («Соображарий», «Roku»), пошаговые («Эрудит»), на координацию движений (как старинная игра в бирюльки или современная «Дженга») и память («Мемо»), на воображение и ассоциативное мышление («Имаджинариум», «Диксит», «Мельница»), с фиксированным («Каркассон», «Эволюция») или произвольным числом игроков («Крокодил», «Шарады», «Угадай, кто я»), с контролем времени («Активити») и без – на современном рынке каждый найдет игру на свой вкус. Самое важное в любой настольной игре – хорошая компания, которая даст заряд положительных эмоций.
В 2020/2021 учебном году настольные игры, проходившие в читальном зале общежития, стали одним из направлений работы Школы ученического актива «Лидер», получив название «Интеллектуальные игры по понедельникам». В 2021/2022 году игры объединяли уже не только учащихся, но и педагогов. На протяжении учебного года еженедельно проходили встречи как педагогов и членов их семей, так и смешанных команд «педагоги-учащиеся». В марте 2022 года после длительного ремонта открыла свои двери Центральная районная библиотека имени Максима Богдановича, которая любезно предоставила нам возможность играть на своей базе в имеющиеся у них в коллекции в отделе иностранной литературы настольные игры.
Благодарю всех учащихся и коллег, принимавших участие в наших встречах! Игра – это не только занятие для детей дошкольного возраста, но и прекрасный универсальный способ с пользой провести время, попутно открывая для себя незнакомцев или давно знакомых вам людей с новой стороны. В наши дни любой может найти для себя интересную, развивающую, достойную по уровню сложности игру.
Буда Екатерина Сергеевна, педагог-организатор